с углубленным изучением отдельных предметов" городского округа Самара

ЯКТЫЛЫК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа

Махмудова Гульджахан Хайдаровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ «Яктылык»

Воспитание в процессе анализа художественного текста

на уроке русской литературы в старших классах.

Цель занятия - непрямое формирование чувства любви к Родине. У каждого человека как языковой личности представление о родине запечатлевается как некий словесный образ, фрагмент языковой картины мира. Учитель-словесник с помощью и на словесном материале анализируемого текста может формировать образ родины.

Поэт К. Симонов писал: «Когда я думаю о родине, я вспоминаю Смоленщину... и хотя я родился далеко отсюда, но именно эти места мне кажутся самыми родными. Должно быть, это потому, что начинать войну мне пришлось именно здесь, на дорогах, и самая большая горечь, какая бывает в жизни,— горечь утраты родной земли,— застигла меня именно здесь, в Смоленщине» [Симонов К. На старой Смоленской дороге // К. Симонов. От нашего военного корреспондента. — М., 1948. — С. 349].

После прослушивания стихотворения в исполнении  автора вопрос классу: «Какой образ является главным в стихотворении К. Симонова “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...”»?

Задание: найти по словарю Ожегова значение слова родина.

$11.     Отечество, родная страна.  2. Место рождения, происхождения кого-н.  [Ожегов 2010: 1009]

Вопрос классу: «Какие слова способствуют конкретизации центрального обобщённого образа родины?  ».

Чаще всего образная конкретизация осуще­ствляется с помощью привлечения оп­ределенной конкретной лексики, лингвистическая основа такой конкре­тизации близка к синек­дохе, когда «целое» характеризуется через «часть», а «часть» несет в себе типичные признаки всего целого.

Задание классу: «Найдите в словаре определения слов дорога («полоса земли, предназначенная  для передвижения, путь сообщения» [Ожегов 2010: 273]), тракт (устар. «большая проезжая дорога» [Ожегов 2010: 1186]), просёлок («грунтовые дороги между не­большими населенными пунктами» [Ожегов 2010: 921])».

Ключевыми словами при создании образа дороги являются конкретные по своему общеупотребительному значе­нию слова-синонимы дорога («полоса земли, служащая для езды и ходьбы»), тракт («большая проезжая дорога»), проселки («грунтовые дороги между не­большими населенными пунктами»). Наиболее значительны в идейно-худо­жественном отношении слова дорога и проселки.

Вопрос классу: «Сколько раз и в каких местах текста употребляется слово дорога (дороги),  проселки?»

Слово дорога (дороги) вы­деляется благодаря тому, что оно упот­реблено в самой первой строке стихот­ворения, которая к тому же выполняет функцию названия. Слово проселки также выделено: впер­вые оно употреблено в очень важ­ной — пятой строфе стихотворения, где поэт дает свое определение Родины.

Названные слова-синонимы (дороги, тракт, проселки) сначала воспринима­ются только в прямом, конкретном смысле.

Подберите слова, описывающие движениеотступающих советских войск. (Примеры: шли беско­нечные злые дожди..., кринки несли нам усталые женщины..., слезы они вытира­лиукрадкою..., вслед нам шептали..., шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз...).

Движе­ние отступающей армии нигде не обоз­начено прямо, оно передается с помо­щью глаголов, называющих действие не самих движущихся солдат, а всего того, что находится вокруг них — по сторонам, впереди, позади (шли беско­нечные злые дожди..., кринки несли нам усталые женщины..., слезы они вытира­ли украдкою..., вслед нам шептали..., шел тракт, на пригоркахскрываясь из глаз...).

Обратите внимание: в движение включается как живое, так и неживое (тракт, дожди).

Задание классу: «Обратите внимание на повтор».

Повторы встречаются на протяжении всего стихотворения. Три раза повторяется слово деревни (деревни, деревни, деревни с  погостами), три раза повторяется обращение (ты помнишь), трижды звучит с нарастанием экспрессии мы вас подождем, девять раз (т. е. трижды три!)  встречаются в тексте слова с корнем рус- (Русь, русский, по-русски).

Вопросы классу: «Можно ли сказать, что повторы, встречающие тексте, выполняют стилистическую функцию риторического усиления? Какое значение слова дороги подчёркивают повторы?»

Все повторы, встречающие тексте, выполняют стилистическую функцию риторического усиления, но в то же время они подчеркивают прямое, конкретное значение слова дороги.

Вопросы классу: «В тексте происходит своеобразная замена объекта описания по смежности, но заканчивается ли обобщение образа родины? Какие слова использует автор для развития обобщённого образа родины?»

Своеобразная замена объекта описания по смежности: слово дороги обозначает все то, что происходит на дороге, всё то, что связано с этими дорогами.

Однако на данной ступени обобщение не заканчивается. К следующему уровню обобщения ведут слова Русь и Россия, которые являются в художественной речи поэтическими синонимами слова родина. Употребление слов Русь и Россия сразу же создает определённую точку зрения на происходящее, формирует особый угол восприятия: современность воспринимается как продолжение истории, за конкретными событиями и картинами встает обобщённый образ Родины.

Задание и вопрос классу: «Докажите обоснованность включения слова Смоленщина в средство создания образа родины. С какими историческими событиями ассоциируется в сознании читателя упоминание слова Смоленщина?»

Смоленская дорога — места исторические, связанные в нашем сознании прежде всего с событиями Отечественной войны 1812 г. Читатель вспоминает, что по смоленским дорогам двигался на Москву Наполеон, а потом по разоренным дорогам Смоленского края французская армия отступала  по напором  русских войск, и возникают конкретные исторические ассоциации связанные со словосочетанием дорогиСмоленщины.

Понятие Родины формируется с помощью слова просёлки,конкретный смысл слова проселки усиливается благодаря тому, что оно употреблено во множественном числе. Поэтому и слово родина понимается в конкретном значении.

Вопрос классу: «Как изображалась в  русской поэтической традиции, в том числе и в произведениях устного народного творчества, судьба человека?»

В  русской поэтической традиции, в том числе и в произведениях устного родного творчества, судьба человека изображалась как движение по жизнен­ному пути. Наряду со словом путь в этом значении могло употребляться и более конкретное слово дорога. Именно это символиче­ское значение и актуализируется в сло­ве проселки.

Вопрос классу: «С помощью какого словосочетания,развивая поэтическую тради­цию,  К. Симонов создал авторский образ-символ Родины?»

К. Симонов сделал сельские проселки символом историче­ского пути Родины, символом судьбы всего русского народа. Замена слова дороги словом проселки ведет к большей конкретизации  образа Родины.

Задание классу: «Подсчитайте количество повторов».

С народной традицией связана роль числа «три». За этим числом стоят ассоциации, идущие от устного народ­ного творчества. В дни тяжелых испытаний особенно ярко проявляются национальные качества человека, чувство Родины. Жившему в го­роде поэту становится ясно, что только теперь он по-настоящему увидел свою родную землю и понял свой народ. Слово дом в стихотворении символизи­рует «отдельную», сугубо «личную» ро­дину, не связывающую человека со всем народом.  Дороги, проселки, ведущие от одной деревни к другой и словно уходящие в глубь истории, соединяют человека с родной землей в ее настоя­щем и прошлом.

Оппозиция домпроселки усложня­ет и обогащает отвлеченный смысл понятия Родины  и усиливает конкретный план.

Задание классу: «Какую цель ставит автор, вводя  наряду с  традиционными при поэтическом раскрытии темы Родины словами, как женщина, мать, не совсем обычноесловостаруха, подумайте».

Хотя за этой картиной стоят вполне реальные, имевшие место в действитель­ности события, слова старуха и старикявляются прежде всего мотивированны­ми художественно. Седая старуха, про­жившая большую жизнь, воспринима­ется как воплощение матери-Родины, прошедшей длительный и тяжелый жиз­ненный (исторический) путь. Таким образом поддерживаются исторические  ассоциации, возникающие на основе первого ряда ключевых слов текста  (дороги, тракт, проселки).

Вопрос классу: «Чьи слова подхватывают пажити и леса, чей голос  сливается с голосом матери-природы, случайно ли это?»

Вопрос классу: «Какое слово для обозначения Родины поэт использует в следующих строфах:

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился?»

В представленных строфах для обозначения Родины поэт использует слово земля с определениями русская и горькая («та, на долю которой выпало много горя, несчастная»).

В последней строфе стихотворения,  как и в первой, поэт употребляет слово женщина и впервые вводит слово мать.

Вопрос классу: «Какой образ встаёт за словами женщина и мать в следующей строфе?»

За словами женщина и мать в контексте поэтической традиции снова встает образ Родины,  провожающей в бой своих сыновей.

Вопросы  классу: «Какую художественно-смысловую функцию выполняют просторечно-бытовые слова?».

Используемая К. Симоновым  бытовая лексика зачастую овеяна историческими ассоциациями (солдатки, всем миром, версты, бабье чутье ) или несет тему времени и сменяющихся поколений (прадеды, внуки, старуха, старик, дети), что придает этим словам  в тексте стихотворения стилистическую двойственность: они одновременно поддерживают и конкретный, и обобщённый, высокий план. Встречаются также слова с народно-поэтической и традиционно-поэтической стилистической окраской (пажити, родимые, милуют, великая Русь).

Обобщающий вопрос классу «Какова художественная роль лексических единиц  словесных рядов, создающих  ассоциативные смыслы?»

Таким образом, на занятии происходит непрямая коммуникация - сложнейший многоуровневый и многоплановый педагогический процесс становления учащихся как личностей: внешне обсуждается языковой материал, а в глубинном плане идёт педагогическое воздействие трансляцией смыслов социальной действительности.Возникающие в тексте ассоциативные смыслы усугубляют первичные, конкретные значения ключевых слов, переводя в более общий план, делают воссоздаваемые поэтом картины символическими.

 «Интерпретация смыслов представляет собой процесс гибкого коллективного осмысления социальной действительности, как психологическое или феноменологическое переживание общности (togetherness) интересов, действий и т.п.» [Дементьев 2006: 57].

Литература

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. – М.: Гнозис, 2006. – 376 с.

Колесникова В.П. Образ Родины в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» // РЯШ. 1987. №2. С. 83 – 87.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. Изд. 3-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 304 с.

Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. Изд. 3-е., стереотип. – М.: КомКнига, 2007. – 184 с.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста: учебное пособие для студентов педагогических институтов. 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 415 с.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002. – 224 с.

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Книга для учителя. — М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2010. - 256 с.